Роспотребнадзор: сумма онлайн-микрозаймов физлиц за прошлый год составила почти 230 млрд руб.

Екатерина Чернявская

Роспотребнадзор: сумма онлайн-микрозаймов физлиц за прошлый год составила почти 230 млрд руб.
moiseenko1612@yandex.ru / Depositphotos.com

Это следует из доклада, посвященного защите прав потребителей в 2017 году, который подготовило ведомство. Так, согласно документу, сумма онлайн-микрозаймов, выданных физлицам по итогам прошлого года, увеличилась более чем на 110 млрд руб. по сравнению с 2015 годом, и составила почти 230 млрд руб., а средняя сумма займа в указанном сегменте равна 13,8 тыс. руб.1

Вместе с тем Роспотребнадзор сообщает, что в последние годы падает уровень доверия граждан к депозитам. В частности, это вызвано тем, что Агентство по страхованию вкладов в прошлом году массово оспаривало снятие денег вкладчиками обанкротившихся банков и взыскивало с них указанные средства. А впоследствии средства, взысканные через суд с граждан, агентство частично возвращало им как страховку по вкладам в размере до 1,4 млн руб. (ст. 5, п. 2 ст. 11Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-Ф3 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).

Доклад Роспотребнадзора был посвящен и некоторым другим вопросам в сфере защиты прав потребителя. Например, ведомство напомнило и о двух позициях Верховного Суда Российской Федерации, выраженных в прошлогоднем обзоре судебной практики по спорам о защите прав потребителей финансовых услуг. В соответствии с ними:

на отношения между банком и вкладчиком по возврату денежных сумм и выплате неустойки не распространяется п. 5 ст. 28 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», определяющий последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг); при невыполнении указаний клиента-потребителя о выдаче денежных средств со счета банк в соответствии со ст. 856 Гражданского кодекса обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ.

По мнению Роспотребнадзора, эти позиции существенно снизили возможные ожидания потребителей, столкнувшихся с несвоевременной выплатой вклада.

Как предотвратить неправомерные действия Роспотребнадзора в ходе проверок? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый блок «Советник по проверкам». Оставить заявку

Анализируя недобросовестные практики, подрывающие доверие к рынку электронной торговли, ведомство выделило следующие тенденции: скрытое ценообразование (когда в начале процесса покупки потребитель не обладает полной информацией о стоимости товара), ценовая дискриминация (разница цен в зависимости от местоположения потребителей, истории просмотров, стоимости мобильного устройства потенциального клиента), а также сложные условия продажи товаров и возмещения ущерба.

Однако в целом жаловаться в Роспотребнадзор стали несколько реже. Сообщается, что в территориальные органы ведомства поступило около 323 тыс. обращений по вопросам защиты прав потребителей, что на 2,8 % меньше, чем в 2016 году. Больше всего в прошлом году граждане жаловались на качество услуг ЖКХ (27%), услуги на финансовом рынке (13%), бытовые услуги и услуги связи (по 10%). Как отмечает Роспотребнадзор, по итогам рассмотрения полученных обращений было:

составлено более 16 тыс. протоколов об административных правонарушениях; подано более 2,5 тыс. исков (заявлений); в уполномоченные органы направлен 61 материал, связанный с нарушениями обязательных требований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту неоднократного (два и более раза в течение одного календарного года) или грубого (повлекшего смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушения прав потребителей.

Снизилось и число проверок в рамках федерального государственного надзора. Так, в области защиты прав потребителей было проведено около 84 тыс. проверок, что оказалось меньше на 11%, чем в 2016 году за счет снижения числа внеплановых мероприятий. В число субъектов Федерации с наибольшим количеством выявленных нарушений вошли, в частности, Свердловская область (18,7 тыс.), Пермский край (14 тыс.) и г. Москва (11,4 тыс.).

Напомним, что в сентябре прошлого года была утверждена Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.

______________________________

1 С текстом государственного доклада «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2017 году» можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора.

Источник: garant.ru

Добавить комментарий

*

1 + семнадцать =