Эксперты: дефицит профессиональных кадров – одна из проблем здравоохранения и медицинского образования

Ануш Согомонян

 Эксперты: дефицит профессиональных кадров – одна из проблем здравоохранения и медицинского образования
eldar nurkovic / Shutterstock.com

К такой аксиоме вернулись участники круглого стола, проведенного вчера Комитетом Совета Федерации по социальной политике. «Медицинские кадры являются главной и ценной составляющей нашего здравоохранения, – отметила заместитель председателя Комитета Людмила Козлова. – Пока проблема дефицита кадров не будет решена, мы не можем говорить ни о доступности, ни о высоком качестве медицинской помощи». 

Для решения этой проблемы сенатор считает необходимым в первую очередь повысить социальный статус медицинских работников. Для преодоления кадрового дефицита в медицине предлагается развивать целевой прием в медвузы, обеспечивать врачей жильем, увеличить базовый оклад работников медучреждений. «О какой национальной безопасности можно говорить, если ее будут обеспечивать нездоровые люди, поэтому особое внимание государства должно быть уделено медицине», – считает Козлова.

Вместе с тем в ходе обсуждения эксперты пришли к единому мнению, что качество оказания медицинской помощи зависит также от уровня полученного студентами образования. «Мы должны с горечью констатировать, что снижается качество медицинского образования», – отметила Людмила Козлова. По ее словам, причиной этому являются низкий уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава медицинских и фармацевтических вузов, отсутствие социальных гарантий преподавателей, плохая оснащенность медицинских образовательных организаций и отсутствие собственной клинической базы. Кроме того, эксперт отметила крайне высокий уровень нагрузки преподавателей медвузов – порядка 900 часов в год, которые, по словам сенатора, помимо образовательного процесса, много времени отдают «бумаготворчеству». «Вместо того, чтобы уделять внимание студентам, они каждый год переделывают учебные программы, потому, что ежегодно обновляются требования к ним. А требование должно быть одно – учить, а на это не хватает времени», – подчеркнула она.

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, профессор Людмила Огородова отметила, что проблему высокой аудиторной разгрузки преподавателей министерство планирует решить в ходе реализации приоритетного проекта по созданию цифровой образовательной среды. «До 10% аудиторной нагрузки могут быть переведены на новые образовательные технологии. Например, на этапе аттестации или подготовки к занятиям студентов», – рассказала она.

На какой минимальный размер стипендии могут рассчитывать студенты, обучающиеся по очной форме обучения, узнайте из материала «Образование» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня! Получить доступ

Помимо этого, по ее мнению, важным механизмом повышения доступности и качества медицинского образования является целевой прием в медицинские образовательные организации, над совершенствованием которого министерство сейчас ведет работу. Так, Минобрнауки России разработало проект федерального закона «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которым предусмотрено расширение ответственности студентов, заключивших договор о целевом обучении, за неисполнение принятых на себя обязательств. С этой целью законопроектом устанавливается минимальный срок, в течение которого выпускник после завершения обучения должен осуществлять трудовую деятельность – три года. Кроме того, предусматриваются меры по возмещению расходов, связанных с предоставлением студентам-медикам мер социальной поддержки, в том числе в виде штрафа, превышающего в два раза эти расходы в случае отчисления из образовательной организации.

Проектор по учебной и международной деятельности ФГБОУ дополнительного профессионального образования Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, профессор Ирина Поддубная также подчеркнула важность обсуждаемых вопросов и добавила, что очень много проблем имеется не только в процессе получения студентами медицинского образования, но и при подготовке врача после его выхода из вуза.

Напомним, что с 1 сентября 2017 года будет отменено обучение в интернатуре, в которой будущий врач ранее должен был обучаться в течение года, чтобы претендовать на должности медицинских работников и фармацевтических работников (ч. 4 ст. 100, ч. 9 ст. 101 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Теперь выпускники медицинских вузов будут получать право работать врачами общей врачебной практики сразу после завершения обучения в вузе. Но, по мнению экспертов, такая реформа в сфере здравоохранения и медицинского образования не решает существующую проблему нехватки профессиональных кадров. «Перед прохождением ординатуры будущие врачи теперь обязаны отработать 3 года в первичном звене – участковыми терапевтами, педиатрами или стоматологами, – а мы хорошо понимаем круг обязанностей врача в поликлинике. Таким образом, в ординатуре мы получим врача, который в достаточной степени забыл все, чему его научили. Так что, если все уйдут в амбулаторно-поликлинические учреждения, то потом готовить узкого специалиста будет трудно», – считает Поддубная.

С такой позицией согласен и. о. ректора ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России Игорь Мирошниченко. По его мнению, спустя ближайшие три года в российской медицине будет переизбыток выпускников по направлениям «участковый терапевт», «педиатр». «Уже сейчас мы сталкиваемся с недостатком узких специалистов», – пояснил он.

Как рассказала Людмила Козлова, эти и другие инициативы по реформированию системы медицинского образования будут учтены в ходе разработки соответствующих предложений правительству.

Источник: garant.ru

Добавить комментарий

*

7 + два =